Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:
- Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий/
- Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией.
- Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
- Использованы контент-фильтры, для фильтрации сайтов по их содержимому.
Родителям
Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?
- Ухудшение здоровья ребенка
- Интернет-зависимость
- Просмотр нежелательного контента
- Общение с незнакомцами
- Общение с незнакомцами в интернете, которое может перерасти в реальное общение в жизни.
Советы по обеспечению безопасности ребенка в Интернете
- Расположить ребенка к доверительному диалогу по вопросам интернет-безопасности. Объяснить, что Интернет является не только надежным источником информации, но и опасным собеседником, а доверять следует родителям, педагогам и лучшим друзьям.
- Установить с ребенком «правила» работы с компьютером и гаджетами, временные ограничения, определить ресурсы, которые можно и нужно посещать. Объяснить, что Интернет, в первую очередь, является средством развития и обучения, и только второстепенно - развлечений и общения. Желательно договориться, что новые игры и программы будут устанавливаться совместно с родителями.
- Ввести ограничения по использованию гаджетов.
- Запретить общение с незнакомыми людьми. Эта мера должна восприниматься так же, как и запрет общения с незнакомыми на улице!
- Привить культуру поведения в IT-пространстве, постоянно осуществляя интернет-воспитание ребенка.
- Надлежащим образом настроить компьютерную технику ребенка. Использовать контент-фильтры, затрудняющие посещение определенных видов ресурсов на уровне оператора связи и на уровне операционной системы. Контент-фильтрация не всегда эффективна, в частности, из-за того, что не ко всем сайтам закрыт доступ, а социальные сети, онлайн-игры, переписка и иная активность ребенка остаются в стороне!
- Контролировать деятельность ребенка с компьютером и гаджетами, в частности, при помощи средств родительского контроля. При этом, ребенку нужно объяснить, что Вы это делаете для того, чтобы предотвратить опасность, и что на это имеете полное право. Знайте, что дети способны удалять историю переписки и посещения сайтов, существует множество средств родительского контроля, которые необходимо использовать для того, чтобы обезопасить своего ребенка.
Педагогам
Рекомендации по организации работы в информационном пространстве:
- Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
- Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
- Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
- Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
- Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
- При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
- Не используйте в логине или пароле персональные данные.
- Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
- Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
- О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
- Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
- Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
- Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
- Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.
Методические и справочные материалы
Методическое пособие «Медиаграмотность»
Учебное пособие разработано Донским государственным технологическим университетом и направлено на формирование и развитие информационной грамотности обучающихся образовательных организаций.
Онлайн-курс "Безопасность в Интернете" от Академии Яндекса для школьников 6-9 классов.
Подборка обучающих и развивающих видеоматериалов, которые помогут получить представление о приемлемых моделях поведения в Интернете.
Интернет-ресурсы для педагогических работников
Методические и справочные материалы
Материалы к урокам безопасного интернета
Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета
Дополнительные методические материалы